Tuesday, June 10, 2014

3 Красная армия и сталинская коллективизация


настроений». Среди них могли быть отпускные настроения, выражавшиеся в желании быстрее уехать домой, налоговые, льготные — недовольство политикой местных властей в вопросах предоставления льгот или уплаты налогов членам семей красноармейцев. В 1927 г. в связи с насильственными хлебозаготовками «крестьянские настроения» в армии резко усилились. Дальнейшее осуществление политики коллективизации в деревне привело к необычайному росту «крестьянских настроений» в армии, что повлекло за собой появление значительного комплекса соответствующих информационных материалов ПУ РККА, о чем мы будем говорить подробно далее. В последующие годы на смену «крестьянским», «кулацким» настроениям пришли «политические» и «отрицательные» настроения. С приходом последних появилась и новая тема информационных обзоров ПУ РККА — отрицательные явления в политико-моральном состоянии.
Тематика информационных материалов политорганов армии помимо указанных во многом зависела от текущего политического момента и, конечно же, от актуальных для жизнедеятельности самой армии вопросов. Приведем лишь некоторые из этих тем: отклики на смерть руководителей государства (В. И. Ленина, М. В. Фрунзе, Ф. Э. Дзержинского), итоги партийной дискуссии в армии, самокритика в армии, итоги политзанятий с красноармейцами, материально-бытовые условия жизни рядового состава, дисциплина в армии, издевательства над красноармейцами, пьянство в армии, религиозные настроения в армии, ликвидация безграмотности среди допризывников, сборы территориальных частей, допризывная подготовка и др. Наряду с указанными методами сбора информации о настроениях рядового состава политорганы использовали и другие. Среди них — анкетирование красноармейцев и работа с письмами красноармейцев.
Информационные материалы Военной прокуратуры Систематическое информирование верхов о внутренней жизни армии шло не только по линии ПУ РККА. Поставщиками информации были органы Военной прокуратуры Верховного Суда. Система сбора и работы с информацией в органах Военной прокуратуры была схожей с политорганами армии — окружные военные прокуроры на основании донесений с мест (внесрочные донесения) об особо важных происшествиях в армии составляли свои ежемесячные информационные сводки по роду своей деятельности, которые посылались по инстанции. Военная прокуратура Верховного суда СССР по мере необходимости составляла тематические информационные сводки и обзоры.
Специфика деятельности этих органов отражалась на специфике содержащейся в материалах информации, нацеленной на показ прежде всего «отрицательных и антиморальных явлений» и «чрезвычайных происшествий» в армии. В свою очередь, к отрицательным и анти
61

моральным явлениям были отнесены: антисоветские проявления и высказывания в армии; коллективные выступления (отказ от работ, отказ от пищи, неисполнение приказаний и пр.); национальная вражда и рознь (антисемитизм, национализм и пр.); голодовки; самоубийства и покушения на самоубийства; хищение оружия; дезертирство; пьянство и др. Сводки содержат также фактическую информацию по вопросам дисциплинарной практики в армии, преступности в армии, взаимоотношений между начальствующем и рядовым составом. Их изучение и использование добавляет в общий портрет красноармейцев как негативные, так и позитивные черты. Последний наш вывод основан на том, что коллективные выступления, голодовки, дезертирства, самоубийства могли быть формой проявления несогласия красноармейцев с условиями быта, учебы, его личной жизни в армии, а также формой протеста против общей политики в стране и в частности в деревне.
Информационные материалы ОГПУ (особых отделов)
Известно, что наряду с перечисленными органами НКВМ сбором информации об армии занимались также органы ОГПУ, ведавшего общеполитическим контролем в пределах всего государства. Внутри армии действовали его подразделения — особые отделы, имеющие свои источники информирования, в том числе и агентурные. На основании их донесений особыми отделами составлялись сводки о чрезвычайных происшествиях и негативных явлениях внутри армии. Эти сводки посылались по инстанции — в Особый отдел ОГПУ и для сведений — военному руководству или окружному командованию. В фондах РГВА полного комплекса сводок особых отделов ОГПУ не отложилось, хотя в материалах центрального и окружного уровня они частично присутствуют. Так, например, в материалах Секретариата наркома имеются записки руководства Особого отдела ОГПУ, присланные К. Е. Ворошилову или его заместителям в качестве дополнительного информирования, об усилении «крестьянских настроений» в армии и ее реакции в связи с началом политики коллективизации в деревне.
Статистические материалы центральных органов НКВМ
Статистические материалы Главного управления РККА
Главное управление Красной армии (ГУ РККА) было создано в марте 1924 г. как центральный орган административного руководства армии и обеспечения ее повседневных нужд. ГУ РККА прежде всего отвечало за прохождение службы рядовым составом. В связи с этим в круг его вопросов входили проведение призыва и приема на военную службу, допризывная подготовка, устройство быта военнослужащих, вневойсковая подготовка. Естественно, что важнейшим направлением деятельности ГУ РККА являлся сбор информации о рядовом составе.
62

В ГУ РККА была сосредоточена вся статистическая работа в армии, которая велась при тесном взаимодействии с Центральным статистическим управлением СССР (ЦСУ СССР). Результаты информационной работы систематизировались в виде статистических материалов, которые издавались отдельными изданиями.
Важнейшим направлением статистической работы в армии в 1920-е гг. было проведение переписей в Красной армии, в частности в 1920, 1923 и 1926 гг. Материалы этих переписей обобщены в итоговых сводках и отдельных изданиях. Они содержат ценнейшую информацию по предмету исследования, а именно: общая численность всего личного состава армии и рядового состава; социальный состав армии и распределение по профессиональным группам; возрастной состав военнослужащих; национальный состав военнослужащих (по военным округам, этнографическим группам); грамотность военнослужащих (по военным округам, внутри по губерниям, а также по возрастам); образовательный ценз; семейное положение; распределение мужского состава по месту рождения; партийность армии. Несомненно, что для нашего исследования прежде всего представляет интерес материалы переписи Красной армии в 1926 г. Итогам этой переписи будет посвящен отдельный подраздел следующей главы.
Помимо организации и проведения переписи в Красной армии и Флоте ГУ РККА занималось разработкой и других вопросов, связанных с текущей жизнью армии, в том числе и с жизнью рядового состава. Эта работа проводилась при тесном взаимодействии с ПУ РККА и Военной прокуратурой, итогом чего становились статистические обзоры социально-демографического учета личного состава армии и дисциплинарной практики и чрезвычайных происшествий в армии. Первая статистическая разработка материалов о личном составе Красной армии была предпринята в 1920 г., и с этого времени она стала проводиться систематически. Отметим, что тематическая разработка вопросов этих материалах была основана на единых принципах, что позволяет проводить сопоставление цифровых показателей и прослеживать их динамику. Кроме того, ГУ РККА ежегодно подводило итоги призыва на действительную военную службу. В соответствующих отчетах ГУ РККА содержалась статистическая информация, в том числе о социальном положении призываемых, о месте жительства призываемых (жители городов и сельской местности), о роде занятий призываемых (земледельцы, рабочие, кустари и ремесленники и пр.). В целом материалы ГУ РККА создают уникальный комплекс армейской статистики, позволяющей исследовать социальную жизнь Красной армии по различным направлениям.
Статистические материалы Политического г/правления РККА ПУ РККА, как мы уже отмечали, также использовало статистические методы сбора и обработки информации. Прежде всего это относилось к вопросам организационной работы армейских политор
63

ганов — учет партийного и комсомольского состава, учет вновь принятых в ряды партии, качественный и социальный состав партийных рядов, численность партийных организаций, численность культурно-воспитательных организаций в армии (школ, библиотек, клубов и пр.). ПУ РККА совместно с ЦСУ СССР были разработаны статистические формы отчетности для партийных и культурно-воспитательных организаций, которые и становились основой будущих статистических сборников ПУРККА. В большинстве своем статсборники имели типовые заголовки — о личном составе партийных организаций и партийно-политической и просветительной работе. Сборники имели порядковые номера, что способствует их поиску. Так, например, за 1924-1925 гг. ПУ РККА было составлено 19 статсборников о партийном составе Красной армии и Флота, среди которых были самостоятельные выпуски о социальном, возрастном и национальном составе партийных рядов.
Сводные отчеты НКВМ СССР
Годовые отчеты Наркомата по военным и морским делам СССР НКВМ, являясь исполнительным органом государственной власти и имея разветвленную структуру подчиненных учреждений, обязан был отчитываться о своей деятельности перед правительством и ВЦИК. Первый годовой отчет был составлен в 1921 г. в связи с принятыми в июне 1921 г. решениями ВЦИК и СНК, обязывающими все наркоматы давать ежегодный отчет о своей деятельности. С 1921 г. такие отчеты стали готовиться ежегодно. Отличительной особенностью отчетов военного ведомства была их периодизация — за отчетный год брался учебный (в боевом отношении) год, который начинался со времени нового призыва. К 1923/24 отчетному году система построения отчета в целом установилась, поэтому при работе с ними легко применим метод сопоставления информации. В разные годы отчеты военного ведомства могли называться либо отчетами Наркомвоенмора, либо отчетами Революционного военного совета (Реввоенсовета) СССР. Известно, что РВС Республики (с сентября 1923 г. — СССР) с момента своего образования (сентябрь 1918 г.) и до последнего года существования (1934 г.) являлся высшим коллегиальным военным органом, во главе его стоял председатель, он же — нарком.
Ежегодные отчеты Наркомата имели две части — по РККА и Флоту. Наиболее значительная часть относилась к армии, меньшая — к флоту. Внутри информация систематизировалась по РККА: 1) численность; 2) организация; 3) комплектование; 4) обучение; 5) военная подготовка трудящихся; 6) снабжение; 7) расквартирование; 8) санитарное состояние; 9) конский состав; 10) политическое состояние армии, партийно-политическая и культурно-просветительная работа; 11) военные сооб-
64

щения; 12) использование войск; 13) Красный военно-воздушный флот. По Флоту: 1) организация; 2) личный состав; 3) обучение комсостава и специалистов; 4) гидрография; 5) снабжение. При использовании отчетов важно помнить, что они имели статус официальной информации, особенно это относилось к широко привлекаемым количественным показателям, касающимся всей армии в целом. Последний выявленный нами годовой отчет НКВМ относится к 1927/28 г. Общие принципы построения ежегодных отчетов НКВМ и подачи информации в них с учетом их постоянной периодичности позволяют исследователю прослеживать общую динамику армейской жизни на протяжении 1920-х гг.
Сводные отчеты других центральных органов
Политическое управление Красной армии, являясь высшим политическим органом армии, имело двойное подчинение. Как орган военного аппарата оно подчинялось военному ведомству, как политический орган — Центральному Комитету ВКП(б). Поэтому одной из форм отчетности являлись отчеты ПУ РККА партийным съездам. Так, например, за 1920-е гг. были выявлены отчеты ПУ РККА к XIV (1925), XV (1927) съездам партии. Дополнением к ним можно рассматривать годовые отчеты ПУ РККА. Они, как и предыдущие, отличаются информационной насыщенностью, широким использованием методов сравнения цифровых показателей за несколько предыдущих лет, использованием различного рода таблиц. Главное управление Красной армии, имея широкие функции по обеспечению повседневной жизни и деятельности армии, являясь одновременно центром статистической работой в армии, свои сводные отчеты представляло по конкретным направлениям работы. Военная прокуратура составляла сводные отчеты о своей деятельности с периодичностью один раз в полгода.

Глава 2
УСТРОЙСТВО ВООРУЖЕННЫХ СИЛ В СЕРЕДИНЕ 1920-х гг.
§ 1. Устройство Красной армии
Красная армия, как и любая другая армия мира, с момента ее создания была призвана защищать Отечество от внешней угрозы, в этом была ее главнейшая задача. Но кроме основного назначения на армию возлагалась и другая, имеющая не меньшее значение задача — поддержания государственной власти внутри страны. Дисциплинарный устав 1925 г. так определял назначение армии: «РККА есть вооруженная сила, созданная властью рабочих и крестьян для защиты и закрепления великих завоеваний Октябрьской революции», и далее: «РККА предназначена не для порабощения других народов, не для захватов, но для обеспечения независимости СССР, защиты интересов трудящихся и ограждения мира и мирного труда рабочих и крестьян»1.
Причины, требующие привлечения армии внутри страны, могли быть различны — от активизации антигосударственных сил, которые в 1920-х гг. именовались как «бандитизм» и «контреволюционные выступления», до стихийных бедствий. Была и третья причина, позволяющая использовать армию с целью оказания содействия государству, — армия, представляя собой организованную массу рабочих рук, которая могла быть привлекаема к трудовым процессам. Зачастую она использовалась в работах общегосударственного значения — при строительстве, уборке урожая, в деле организации транспорта и т. п.
К середине 1920-х гг. устройство ВС СССР было основано на сочетании постоянной кадровой армии с территориальными частями, организованными по принципу милиционной армии. После окончания Гражданской войны, когда ресурсы страны были крайне истощены, на повестку дня встал вопрос не просто о демобилизации армии, а о сокращении численности армии до крайне минимального размера, который мог позволить бюджет государства. Таким образом, численность армии была определена в 500 тыс. человек. Естественно, что полумиллионная кадровая армия не могла бы в полном объеме поддерживать обороноспособность страны на всей территории СССР. Более того, процент
66

прошедшего через призыв, а следовательно, обученного мужского населения при такой численности был бы минимальным. Так, например, к концу 1925 г. при численности кадровой армии в 562000 человек через нее могли пройти обучение ежегодно только 270000 человек при двухгодичном сроке службы. Между тем ежегодная численность призывного контингента с учетом территориальных частей составляла 1200000 человек, из них годных для поступления на военную службу — 850000-900000 человек2. Опыт Первой мировой войны показал, насколько важно иметь в запасе кадры, обученные в военном отношении. Учитывая это, военное руководство при реформировании Красной армии в 1924-1925 гг. перешло на новые принципы комплектования армии, предусматривающие сочетание элементов устройства постоянной кадровой и милиционной армии.
Переход Красной армии на милиционные начала был положен декретом ЦИК и СНК СССР от 8 августа 1923 г. и закреплен Законом об обязательной военной службе, опубликованном постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 18 сентября 1925 г. Если в 1923 г., когда начался переход Красной армии на милиционные начала, были переведены только 10 кадровых дивизий из общего количества 40, то в 1925 г. их число составило 32 против 26 кадровых. В последующие годы при неизменном числе кадровых дивизий наблюдался постоянный рост территориальных. В 1926-1928 гг. их число соответственно составляло - 36, 40, 413.
За кадровыми частями оставалась задача прикрытия государственных границ; с началом войны она приобретала особую значимость, способствуя проведению мобилизации и сосредоточению войск на театре военных действий. В мирное время кадровые части становились школой подготовки комсостава запаса — на них возлагалась подготовка младшего комсостава из красноармейцев — командиров отделений, начальников пулеметов и им соответствующих. На территориальные части возлагалась задача обучения военным знаниям и навыкам основной массы призывного контингента. Подготовка будущего бойца-гражданина осуществлялась не только военными органами и системой армейской службы. К этой работе были привлечены также различные государственные, партийные и общественные организации, призванные способствовать политическому и культурному развитию, а также физическому воспитанию будущих защитников Отечества.
§ 2. Принципы комплектования Красной армии
Осенью 1925 г. был принят Закон об обязательной военной службе, установивший призывной возраст для мужского населения страны с 19 до 40 лет. В соответствии с разработанной системой военной подготовки обязательная военная служба подразделялась на три этапа:
67

1) военная допризывная подготовка, 2) обязательная военная служба, 3) запас.
Военная (вневойсковая) допризывная подготовка начиналась с 19 лет и продолжалась до года призыва; проводилась со всеми гражданами, за исключением нетрудовых элементов; в течение двух лет призывники привлекались на два учебных месяца. Военная допризывная подготовка являлась первым этапом, на котором закладывались основы военной службы. Целью ее являлось политическое и физическое развитие допризывника, обучение его навыкам по владению оружием как боевым средством, а также умению действовать в составе отделения. Подготовка проводилась по отдельным родам войск на учебных пунктах, создаваемых на территории военных округов, в частности в населенных пунктах, имеющих клубы, народные дома и избы-читальни; при учебных пунктах действовали красные (ленинские) уголки и советы содействия. Занятия на пунктах организовывались в виде отдельных пятидневных сборов при семичасовой работе в день. Каждый допризывник должен был отбыть ежегодно шесть таких сборов.
Действительная военная служба подразделялась на службу: а) в кадровом составе войск, б) в переменном составе территориальных частей, а также на подготовку вневойсковым обучением. В кадровых частях предусматривалась непрерывная военная служба с отрывом от места проживания на несколько лет. Сроки службы зависели от родов войск: в морском флоте — 4 года, в воздушном флоте — 3 года, в сухопутных и прочих войсках — 2 года. Организация и комплектование территориальных частей основывались на сокращенном сроке службы и обучения призываемого контингента, который, в свою очередь, именовался переменным составом. Территориальные части по своей структуре состояли: 1) из кадра (постоянного состава), включающего в себя высший, старший, средний и младший состав, хозяйственный состав (по-минимуму), а также незначительную часть медицинского, ветеринарного и красноармейского состава и 2) из переменного состава. Штат кадра составлял около 16 % штатного состава военного времени, что было обусловлено опытом мировой войны, когда армии воюющих сторон увеличили свои армии в 10-15 раз. Небольшая величина кадрового состава террчастей позволяла уменьшить постоянные расходы на их содержание, но одновременно пропускать через них значительный призывной контингент. Так, например, по расчетам 1925 г., в части, имеющей 300 человек кадрового состава, могли обучаться 3 ООО человек переменного состава4. Срок состояния в переменном составе был 5 лет, при этом время пребывания террармейца в части — так именовался рядовой состав территориальных частей — перемежался с пребыванием его у себя в деревне или на предприятии. Причем из общего времени действительной службы — 60 месяцев, призывник переменного состава проводил дома 52 месяца, а остальные 8 месяцев на службе5.
68

Обязательная военная служба гражданина СССР
Виды службы      |    Возраст
Сроки службы
Виды обучения        |           Место обучения
Допризывная подготовка


19-20 лет
2 года:
всего 2 учебных месяца;
не более 1 месяца в каждом году
Учебные сборы
При учебных пунктах в районах по месту жительства

Действительная военная служба
В кадровом составе войск
Непрерывная военная служба
21-25 лет
Морской флот — 4 г. Возд. флот — 3 г. Прочие войска — 2 г.
В кадровых частях
По месту службы
Долгосрочный отпуск
23-25 лет
Морской флот — 1 г. Возд. флот — 2 г. Прочие войска — 3 г.
Повторные сборы за все время: для рядовых — 1 мес. для мл. к/с — 2 мес.
По особому распоряжению

В переменном составе территориальных частей

В учебных сборах
21-25 лет
В течение 5 лет по 8-12 мес.
Из них:
1-й год — 3 мес.
2-й год — не более 2 мес.
3-й год — не более 2 мес.
4-й год — не более 2 мес.
5-й год — не более 2 мес.
В том числе:
пехота и арт. — 5 мес.
кавалерия — 8 мес.
спец. войска — 6 мес.
Сборы при террчастях
По месту службы Окончание табл.
Виды службы
Возраст
Сроки службы
Виды обучения
Место обучения
В отпуску

1-й год — 9 мес. 2-й год — по 10 мес. 3-й год — по 10 мес. 4-й год — по 10 мес. 5-й год — по 10 мес.
Отдельные военные поручения и задания
По месту жительства
Между сборами

Ежегодно — 1 неделя
Краткосрочные сборы

Вневойсковое обучение
В период учебных сборов
21-25 лет
6 месяцев — в каждом году не более 2 мес.
Периодические учебные сборы
На особых пунктах, приближенных к месту жительства
Запас
Первая очередь Вторая очередь
До 34 лет До 40 лет
Не более 3 мес. за все время — в каждом году не более как на 1 мес.
Поверочные сборы
При частях или по месту жительства Однако ни кадровые, ни территориальные части не охватывали полностью призывной возраст, вследствие чего создавался излишек призывного контингента. Если бы этот излишек не привлекался к военному обучению, то с каждым годом количество необученных бы росло, создавая в будущем проблему для обороноспособности страны. В связи с этим оставшаяся часть призывников обучалась военной подготовке вневойсковым порядком (общий срок до 6 месяцев). Эта задача была возложена на кадровый состав территориальных частей.
На территориальные части была также возложена задача повторного обучения находящихся в запасе — тех, кто прошел действительную военную службу и состоял на учете военного ведомства (до 40 лет). Они могли быть призваны для дополнительного обучения не более трех раз и на срок не свыше одного месяца для каждого поверочного сбора. Для наглядности изложенного приведена таблица, показывающая из чего складывалась обязательная военная служба гражданина СССР6:
§ 3. Организация Красной армии
Рабоче-Крестьянская Красная армия Союза Советских Социалистических Республик (РККА) согласно Закону об обязательной военной службе, принятому осенью 1925 г., подразделялась на сухопутные, морские и воздушные силы, объединяя в своем составе все роды полевых, технических и специальных войск, а также управления и учреждения Народного комиссариата по военным и морским делам СССР. Закон устанавливал, что термин РККА является родовым для определения всех видов Вооруженных Сил СССР. В состав Красной армии входили войска специального назначения: войска Объединенного Государственного Политического Управления (ОГПУ) и конвойная стража СССР7. Рабоче-Крестьянский Красный Флот, входя в состав РККА, являлся самостоятельным ее видом, объединяющим состав и организацию морских вооруженных сил8. Далее нами будут рассмотрены только принципы организации сухопутных войск, так как через них проходил основной призывной контингент, в частности крестьянство. В морские и воздушные силы старались призывать из числа рабочих и подготовленных в техническом отношении служащих.
Как мы отмечали, в составе сухопутных сил РККА действовали кадровые и территориальные войска. Известно, что на первом этапе строительства территориальных частей, чтобы отличить их от кадровых, было разрешено в названии добавлять слово «территориальный, (-ая)». Однако со временем, по мере расширения числа территориальных войск, от этой практики отошли. Официально было разрешено употреблять термины «кадровые войска» и «территориальные войска» лишь в тех случаях, когда необходимо было противопоставить один из этих видов войск другому9.
71

Для середины 1920-х гг. сухопутные войска Красной армии в зависимости от задач, на них возлагавшихся, и отчасти от степени готовности к военным действиям подразделялись на войска по своему назначению и по роду своей боевой деятельности. В свою очередь, войска по назначению подразделялись на: 1) полевые, 2) местные, 3) крепостные, 4) запасные (части пополнения), 5) учебные, 6) специального и вспомогательного назначения10. В мирное время в Красной армии содержались только полевые войска, а также войска специального назначения, местные и учебные. Остальные предусматривались на период военного времени. Полевые войска являлись наиболее важной группой в боевом отношении и составляли основу армии, имея в мирное время законченные организационные формы и наиболее сильные кадры, что способствовало их быстрой мобилизации с началом войны11. Соответственно полевые войска по роду своей боевой деятельности подразделялись на: 1) пехоту, 2) конницу, 3) артиллерию, 4) инженерные войска, 5) технические войска 6) войска вспомогательные12.
Пехота являлась основным родом войск. В связи с развитием техники основные требования, предъявляемые к организации пехоты, заключались в насыщении ее огневыми средствами, не ограничивающими подвижность пехоты. Отдельными частями пехоты и самым крупным ее организационным соединением являлся стрелковый полк. В свою очередь, полки подразделялись на два типа: кадровые, входящие в состав стрелковых дивизий, и территориальные, входящие в состав территориальных дивизий. Между собой они отличались принципами укомплектования командным и рядовым составом13.
Конница, в зависимости от характера возлагаемых на нее боевых задач, делилась на армейскую (самостоятельную, стратегическую) и войсковую (корпусную и дивизионную). Высшими войсковыми соединениями конницы являлись кавалерийский корпус, дивизия или отдельная бригада. Войсковая конница придавалась стрелковым корпусам, дивизиям и полкам. Отдельной частью конницы считался кадровый или территориальный кавалерийский полк.
Артиллерия в организационном отношении подразделялась на полевую (войсковую — полковую, дивизионную, корпусную) и артиллерию особого назначения (ЛОН), являющуюся артиллерийским резервом главного командования и предназначенную для количественного и качественного усиления войсковых соединений. Каждый из указанных родов артиллерии, в зависимости от назначения, имел соответствующую организацию. Отдельной частью артиллерии являлся артиллерийский полк или дивизион, иногда отдельная рота.
Инженерные войска подразделялись на следующие виды: саперные, понтонные, железнодорожные, электротехнические, маскировочные и автомобильные14. В соответствии с видом части войска сводились: в отдельные саперные батальоны (при стрелковых корпусах),
72

саперные роты (при стрелковых дивизиях), саперные эскадроны и полуэскадроны (при кавалерийских дивизиях и отдельных кав-бригад); отдельные понтонные батальоны; железнодорожные полки; отдельные электротехнические батальоны; отдельные маскировочные роты; автомобильно-мотоциклетные полки и отдельные грузовые автомобильные роты.
Технические войска подразделялись на броневые части, войска связи и химические. В свою очередь, броневые части подразделялись на три основных вида: железнодорожные броневые части, автомобильные броневые части и танковые броневые части. Каждый из видов войск в своем составе имел боевые части и базовые технические. Железнодорожные части в зависимости от вооружения и бронировки составляли полевые легкие, полевые тяжелые и особого назначения бронепоезда и броневые дрезины. Бронепоезда могли сводиться в дивизионы и более крупные соединения — полк бронепоездов. Автомобильные броневые части содержались в виде автоброневых дивизионов. Танковые части были сведены в танковые полки, отличающиеся между собой по видам танков — части легких танков и части тяжелых танков. Войска связи подразделялись на телеграфно-телефонные, радиотелеграфные и военно-почтовые. Они содержались в виде полков связи, отдельных батальонов, рот и эскадронов связи, радиополков и радиостанций. Химические войска состояли из химических батальонов.
О роли войск и учреждений вспомогательного назначения говорит их название. К ним относились: 1) штрафные части, 2) военно-транспортные части, 3) школы-питомники военных собак, 4) военно-топографические части, 5) учреждения и заведения военного ведомства в виде артиллерийских полигонов, стрельбищ, складов, мастерских и пр.15
Полевые войска сводились в дивизии, корпуса, армии и фронты. Стрелковая дивизия являлась войсковым соединением, включающим все средства для выполнения боевых задач. Ее состав зависел от того, по какому штату она содержалась: по кадровому или территориальному и соответственно — по усиленному или сокращенному составу.
Наряду с полевыми войсками в составе Красной армии имелись, что указывалось ранее, и другие войска. На местные войска возлагались задачи по охране складов и т. п. учреждений в целях меньшего отвлечения полевых войск этой службой. Согласно штатам к этому виду войск относились отдельные батальоны, отдельные роты и отдельные взводы. К крепостным войскам относились лишь артиллерийские и инженерные части, находящиеся в крепостях. Резервные части были представлены территориальными резервными полками. Учебные войска предназначены были для повторения с комсоставом специальных сведений по тем или иным отраслям военного дела и для подготовки инструкторов и специалистов. Ядром этих войск являлся постоянный состав, а переменный командировался от войск. В зависимости от родов войск
73

учебные части подразделяются на: отдельные учебные эскадроны (конница); отдельные учебные батареи округа и учебный артиллерийский звукометрический отряд (артиллерия); отдельный учебно-опытный химический батальон; отдельная учебная рота световой сигнализации (инженерные войска). Особая роль отводилась войскам специального назначения, к которым относились: 1) войска ОГПУ, предназначенные для охраны границ, борьбы с контрреволюцией и бандитизмом и 2) конвойная стража СССР — для охраны мест заключения и конвоирования лишенных свободы16.
§ 4. Органы управления войсками
Красная армия, являясь одним из важнейших политических институтов государства, имела свою систему органов военного управления, которые представляли совокупность военно-административных и военно-распорядительных органов. В свою очередь, органы военного управления подразделялись на центральные и местные. Если первые распространяли свою власть на всю армию, то вторые пользовались меньшей властью, ограничивающейся конкретной территорией и частями внутри этой территории.
Центральные органы военного управления
На центральном аппарате11 лежало общее руководство деятельностью отдельных органов управления и надзор за успешностью их работы. На него возлагались следующие задачи: обороны страны, разработка планов войны, вопросы мобилизации, пополнения армии личным составом, обеспечение армии материальными средствами, использование для целей обороны научно-практических достижений в области техники, а также законодательная деятельность в пределах предоставленной ему компетенции.
Высшим руководящим военным органом для Красной армии, в том числе сухопутных, морских и воздушных сил, был Революционный военный совет СССР. РВС СССР представлял собой коллегию при Народном комиссаре по военным и морским делам СССР. Известно, что осенью 1923 г. произошло объединение органов управления двух ведомств — военного и морского в единый общесоюзный наркомат, после чего существовавший до этого РВС Республики был преобразован в РВС СССР. Согласно Конституции наркомвоенмор — так сокращенно стал именоваться руководитель Наркомата — одновременно являлся председателем РВС СССР. Помимо председателя в состав РВС СССР входили два его заместителя и члены, часть которых составляла Президиум РВС.
Революционному военному совету Союза ССР подчинялся ряд органов, к которым относились:
74

1) Штаб РККА во главе с начальником Штаба, заместителем его и двумя помощниками. На Штаб возлагалась задача — разработка всех вопросов по подготовке к войне страны и ее вооруженных сил. Эта исключительной важности задача способствовала сосредоточению внутри Штаба всех органов (управлений и отделов) с соответствующими функциями. Таким образом, Штаб РККА соответствовал существующим в других странах (и в старой русской армии) высшим органам военного управления, разрабатывающим вопросы по подготовке страны к обороне и изучению возможных театров войны. Штаб состоял из четырех управлений: 1) оперативного, 2) разведывательного, 3) организационно-мобилизационного, 4) военных сообщений и из научно-уставного отдела. На последний были возложены вопросы по использованию опыта войны и руководство по составлению боевых уставов (составление прочих уставов, наставлений и инструкций для всех войск велось в соответствующих управлениях). Научно-уставному отделу был подчинен Центральный музей РККА.
2) Главное Управление РККА (ГУ РККА) осуществляло функции руководства боевой подготовкой, войсковой мобилизацией, комплектованием, личным составом и всей текущей жизнью РККА, в том числе учетом людей и лошадей, организацией допризывной подготовки и территориальных сборов, а также прохождением службы, устройством быта и дислокацией войск. Оно состояло из шести управлений:
1) учебно-строевого (с функциями руководства обучением и боевой подготовкой войск), 2) военно-учебных заведений (УВУЗ), 3) военно-топографического, 4) по командному составу, 5) по войсковой мобилизации и укомплектования, 6) по устройству и службы войск, а также отдела по ремонтированию (конским составом).
В состав ГУ РККА входили Инспекции, возглавляемые Инспекторатом РККА. На него возлагались задачи боевой подготовки вооруженных сил и инспектирование их (поверка готовности) во всех отношениях. Во главе Инспектората стоял Главный инспектор РККА. Ему были подчинены следующие инспекции: 1) артиллерии,
2) кавалерии, 3) военно-инженерная, 4) связи, 5) химической подготовки. На инспекции были возложены исключительно функции инспектирования и инструктирования частей Красной армии18.
3) Управление снабжений РККА ведало функциями заготовления всех видов довольствия вооруженных сил (кроме специальных видов морского и воздушного довольствия) и снабжения им РККА. В состав Управления входили подчиненные ему довольствующие управления: 1) артиллерийское, 2) военно-техническое, 3) военно-химическое, 4) военно-хозяйственное, 5) военно-строительное, 6) военно-финансовое. Кроме того, Управлению снабжений была подчинена Плановая комиссия НКВМ, рабочим аппаратом которой являлось Военно-финансовое управление.
75

4) Политическое управление РККА (ПУР, с 1929 г. — ПУ РККА) руководило всей партийно-политической и политико-просветительной работой в РККА. Это управление появилось в годы Гражданской войной как основная опора большевиков в армии. С тех пор политическая подготовка Вооруженных Сил СССР превратилась в специальную отрасль военного управления. О структуре Управления будет сказано отдельно.
5) Управление Военно-морских сил СССР (УВМС) ведало учебной, строевой и боевой подготовкой РККФ, снабжением флота специальным имуществом. В его ведение входило прохождение специальной службы личным составом флота, специальной и боевой его подготовкой и специальным снабжением. Управление состояло из четырех подчиненных управлений: 1) учебно-строевого, 2) технического, 3) специального снабжения, 4) гидрографического. Кроме того, при нем состоял Научно-технический комитет.
6) Управление Военных воздушных: сил (УВВС) имело функции, аналогичные тем, которые были возложены на Управление ВМС СССР — только в области ВВС. В состав Управления ВВС СССР входили подчиненные ему управления: 1) учебно-строевое, 2) специального снабжения и метеорологический отдел. При УВВС СССР состояли три органа: 1) Комиссия по изучению летной работы, 2) Инспекция гражданского воздушного флота и 3) Научно-технический комитет.
7) Военно-санитарное управление СССР, которое одновременно являлось отделом Наркомздрава РСФСР, ведало санитарно-медицинским делом, а равно и всеми лечебно-санитарно-гигиеническими учреждениями военного ведомства.
8) Военно-ветеринарное управление РККА выполняло те же функции, как и предыдущее управление, но лишь в области военной ветеринарии.
Местные органы военного управления
Создание разветвленной сети органов местного военного управления19 явилось следствием нескольких причин, в частности: огромной территории, занимаемой Союзом ССР; неравномерного распределения населения; значительной численности армии и разнообразия войсковых частей. В соответствии с этим на органы местного военного управления были возложены следующие функции: организация на всей территории государства призывов граждан на военную службу; ведение учета запаса людей, конского состава и перевозочных средств как в мирное время (для успеха мобилизации), так и в военное (в целях обучения запасных и других войск); частичное выполнение некоторых функций центральных органов военной власти в отношении довольствия войск, хранения запасов на случай войны, обеспечения войск
76

квартирами и т. п. Кроме того, опыт Первой мировой и Гражданской войн показал, что местное военное управление должно работать в контакте с местными органами народного хозяйства в целях создания прочной хозяйственной базы для армии.
Целесообразность создания органов военного управления на местах диктовалась также необходимостью основательной подготовки населения как в военном, так и в политическом отношении. Последнее исходило из политических установок руководства страны, предусматривающих классовый характер будущих вооруженных столкновений, а также из принципов комплектования РККА. В военно-административном отношении территория Союза ССР была разделена на восемь военных округов, один армейский район и один краевой военный комиссариат. В основу деления были положены особые условия некоторых территорий, которые в силу различных обстоятельств могли стать вероятными театрами войны. Поэтому организация военного управления в них должна была быть настолько гибкой, чтобы в кратчайший срок можно было перейти с мирного положения на военное. В связи с этим организация управления округом была построена по весьма сходной схеме с организацией управлением фронта и отдельной армии. В состав каждого округа входили определенные губернии (области и т. п.) — полностью или частично. При частичном вхождении губернии в военный округ обязательным условием было соблюдение неделимости уездов.
Во главе каждого военного округа (фронта, армии) стоял революционный военный совет (РВС). В тех округах, где РВС не учреждался, все права и обязанности его нес командующий войсками, являющийся высшим представителем военной власти в округе — ему были подчинены все расположенные в пределах округа войсковые части, военно-учебные заведения, управления, учреждения РККА. РВС округа состоял из командующего войсками, председательствующего на заседаниях РВС, начальника политического управления округа и других членов, в числе которых могли быть и лица гражданской власти. Так, например, Уполномоченные Наркомвоенмора (согласно Конституции) при РСФСР, Украинской, Белорусской, Закавказской, Туркменской и Узбекской ССР входили в состав РВС соответствующих округов. РВС округа подчинялся непосредственно РВСовету СССР. На него возлагалось: общее руководство военной и политической подготовкой округа, административное руководство текущей деятельностью и жизнью войсковых частей и учреждений, входящих в состав округа, и установление согласованности действий с правительственными органами на территории округа. В круг обязанностей РВС округа входили также вопросы по подготовке к мобилизации, инспектированию и инструктированию войск, обеспечению войск всеми видами довольствия, руководству военной подготовкой трудящихся вневойсковым порядком, по наблюдению за состоянием дисциплины в войсках и соблюдением
77

распоряжений высших законодательных органов СССР. Кроме того, в компетенцию РВС округа входило руководство деятельностью контрольных органов на территории округа и увязка их деятельности с усилением боеспособности частей.
Рабочим аппаратом в округе являлось военно-окружное управление. Естественно, что управление военным округом было построено по типу центрального. Если права и обязанности центральных органов распространялись на всю территорию СССР, то окружные органы могли проявлять свою власть лишь в пределах территории данного военного округа. В состав военно-окружного аппарата входили: 1) штаб военного округа во главе с начальником и его заместителем, 2) начальники родов войск, 3) управление начальника снабжений округа, 4) политическое управление округа, 5) управление ВВС округа, 6) военно-санитарное управление округа, 7) военно-ветеринарное управление округа, 8) военно-окружное совещание, 9) военный трибунал и военная прокуратура округа. Штаб округа состоял из отделов: 1-й (оперативный), 2-й (с функциями призыва, укомплектования и мобилизационными), 3-й (военных сообщений), 4-й (общие мероприятия по боевой подготовке округа, а также по допризывной, вневойсковой и физической подготовке), 5-й (организация и проведение терсборов, организация допризывной, вневойсковой и физической подготовки, строевой учет, штаты, служба и быт войск), 6-й (командный) и 7-й (разведывательный), а также двух частей — шифровальной и административно-хозяйственной.
В первые месяцы после победы Октябрьской революции для ведения вопросов военного дела в составе губернских исполнительных комитетов были организованы военные отделы, которые являлись местными органами военного ведомства. К концу войны была создана разветвленная сеть военных комиссариатов, которые провели важнейшую работу по учету, организации призывов и формированию войсковых частей, а затем по демобилизации личного состава Красной армии. В период проведения реформы на них были возложены обязанности по подготовке и проведению территориальной системы. Расширение территориальной системы повлекло за собой реорганизацию губернских военных комиссариатов и создание территориальных войсковых округов, что позволяло теснее связать строевые части с местным населением и местными органами власти.
Таким образом, к концу 1920-х гг. учетно-призывными органами на местах стали: 1) управления стрелкового корпусного территориального округа — в губерниях, областях и республиках (без губернского деления), где имелись штабы корпусов; 2) управления дивизионного территориального округа (стрелковых, кавалерийских и территориальных стрелковых и кавалерийских дивизий); 3) управления губернского (областного) территориального округа — в тех местностях, где нет
78

штабов корпусов и дивизий20; 4) окружные (уездные, кантонные, районные) военные комиссариаты. На управления территориальных округов (губернских, корпусных, дивизионных) возлагались следующие задачи: 1) учет военнообязанных, конского состава и обоза; 2) организация и проведение допризывной, вневойсковой и физической подготовки среди военнообязанных; 3) проведение очередных призывов и призывов по мобилизации и организация поставки конского состава и обоза;
4) составление мобилизационного плана территориального управления;
5) организация службы караульных частей и 6) руководство и наблюдение за деятельностью окружных (уездных) военных комиссариатов своего территориального округа. На управление территориального округа возлагались функции окружного (уездного) военного комиссариата того округа (уезда), в пределах которого оно было расположено.
Управление территориального округа, за рядом исключений, состояло из: 1) политического секретариата; 2) учетно-мобилизационного отделения; 3) отделения по вневойсковой подготовке; 4) административно-хозяйственного отделения; 5) двух комиссий — губернской призывной и по отсрочкам; 6) местной команды. Управления Московского и Ленинградского территориальных округов имели более сложную структуру в связи с большей плотностью населения, и еще более сложное устройство имел военный комиссариат Казакской АССР.
Начальники управлений территориальных округов являлись начальниками соответствующих окружных военных комиссариатов, их функции были аналогичны. На канцелярию окружного военкомата были возложены кроме обычных обязанностей функции сношения с органами социального обеспечения и земельным отделом по обеспечению военнослужащих. На мобилизационное отделение возлагалось наблюдение и поверка правильности работ военных делопроизводств волостных исполнительных комитетов (ВИКов) по учету военнообязанных, конского состава и обоза, а равно и по другим вопросам мобилизационного характера. ВИК являлся основной учетно-мобилизационной ячейкой.
Органы строевого управления
Органы строевого управления21 служили связью между войсками и высшею военного властью. На строевое командование возлагались задачи по обучению и воспитанию войск, подготовке их к мобилизации, а также по обеспечению войск всем необходимым для их существования. Органы строевого управления подразделялись на управления — отдельной частью (полком, отдельным дивизионом, отдельным батальоном и т. п.), дивизией, корпусом, армией и фронтом. Два последних органа обычно в мирное время не существовали, а создавались во время войны. Для обслуживания повседневных нужд войск
79

при командире действовал штаб, на который возлагалась подготовка распоряжений по войскам, передача их по назначению, подготовка мобилизационных планов и работ, ведение учета личного состава войск и т. п. Штаб являлся органом командования по осуществлению управления войсками.
Состав штаба определялся соответствующими штатами корпусных, дивизионных и полковых штабов, структура которых зависела от возложенных на штаб задач. Во главе штаба стоял начальник штаба, являющийся первым заместителем командира и имеющий право отдавать распоряжения войскам от имени командования. Начальник штаба докладывал командованию поступающие к нему сведения и давал им свою оценку. Однако соответствующие решения принимал единолично командир.
Обычно штаб подразделялся на оперативную часть и отделения: разведывательное, связи, по устройству тыла, строевое и административно-хозяйственное. Оперативная часть являлась центральным органом штаба, в ней сосредотачивались результаты работы всех остальных отделений штаба, за исключением строевого и административно-хозяйственного. Разведывательное отделение организовывало разведывательную службу, собирало и обрабатывало данные о противнике, занятой противником местности и местном населении. Работа отделения связи заключалась в организации своевременной и бесперебойной связи командования и штаба с высшими органами и низовыми структурами, в том числе и в обстановке боевой деятельности. Отделение по устройству тыла являлось техническим аппаратом начальника штаба по руководству работой служб по организации подвоза и снабжения войск, а также по организации общего порядка в тылу (борьба с дезертирством, взаимоотношения с населением и гражданской властью). Строевое отделение ведало вопросами подготовки и службы войск, а административно-хозяйственное — вопросами внутреннего быта. При штабах действовал также целый ряд особых (специальных) органов, ведающих снабжением строевых частей, санитарным и ветеринарным обеспечением войск. Кроме того, к числу таких органов относились действующие при командире начальники специальных служб — артиллерии, инженеров, химической, связи и воздушного флота.
Управление корпусом возглавлял командир корпуса. Он подчинялся командующему войсками округа и ведал всеми вопросами как в строевом, так и в хозяйственном отношениях. Управление дивизии вверялось командиру дивизии с военным комиссаром. Командир дивизии подчинялся командиру корпуса, а если дивизия не входила в состав корпуса, то командующему войсками. Управление отдельной частью являлось основанием для всей системы строевого управления войсками. Причем установленный порядок для управления полком применялся в одинаковой степени и к управлению всякой вообще отдельной
80

частью войск, разница заключалась только в составе управления и в числе должностных лиц.
Командир стрелкового полка являлся ответственным за состояние своего полка во всех отношениях и должен был лично руководить всем ходом жизни полка. В таком же положении находились командиры батальонов и рот по отношению к подведомственным им частям. В обязанности командира полка входило: руководство строевым обучением полка, наблюдение за исправным несением службы и благоустройством полка. Он обязан был знать способности и поведение командного состава полка. Начальник штаба полка был наделен правами помощника командира полка.
Органы полевого управления войсками в мирное время не существовали, они создавались только с объявлением войны.
§ 5. Территориальное деление СССР на военные округа
Количество и состав военных округов не были постоянными, военное административно-территориальное деление страны изменялось в зависимости от политической ситуации. Так, например, за период Гражданской войны было образовано более 20 военных округов, к концу 1920-х гг. их осталось лишь 8, а к началу Великой Отечественной войны их насчитывалось 17. Как правило, округа имели региональное строение. Так, в течение 1920-х гг. существовали Беломорский (до июля 1921 г.), Заволжский (до сентября 1921 г.), Орловский (до марта 1922 г.), Уральский (до апреля 1922 г.), Киевский (до апреля 1922 г.), Харьковский (до апреля 1922 г.), Украинский (с апреля 1922 г.), Восточно-Сибирский (до января 1923 г.), Западно-Сибирский (до июня 1924 г.), Сибирский (с июня 1924 г.), Среднеазиатский (с июня 1926 г.), а также Западный, Ленинградский, Московский, Приволжский, Северо-Кавказский военные округа22. Как видно из приведенного перечня, в названии округа отражены территориальные признаки. Территориальный состав каждого округа по губерниям регламентировался законодательными актами Правительства и Наркомата внутренних дел.
К июню 1927 г. территория СССР разделялась на следующие военные округа23:
1) Московский военный округ (г. Москва) в составе губерний: Владимирской, Воронежской, Вятской, Иваново-Вознесенской, Калужской, Костромской, Курской, Московской, Нижегородской, Орловской, Рязанской, Тамбовской, Тверской, Тульской и Ярославской.
2) Ленинградский военный округ (г. Ленинград) в составе губерний: Архангельской, Вологодской, Мурманской, Новгородской, Ленинградской, Псковской, Северо-Двинской и Череповецкой, Карельской АССР и Автономной области Коми (Зырян).
81

3) Белорусский военный округ (г. Смоленск) в составе: Белорусской ССР и губерний Брянской и Смоленской.
4) Украинский военный округ (г. Харьков) в составе: Украинской ССР, Крымской АССР и Молдавской АССР.
5) Приволжский военный округ (г. Самара) в составе губерний: Астраханской, Пензенской, Самарской, Саратовской, Сталинградской, Ульяновской, Оренбургской, Уральской областей, а также автономных ССР: Башкирской, Татарской и Немцев Поволжья и автономных областей: Вотской, Марийской и Чувашской.
6) Северо-Кавказский военный округ (г. Ростов-на-Дону) в составе: а) Северо-Кавказского края, в который включалось 15 округов и 6 автономных областей; б) Дагестанской АССР и в) Калмыцкой автономной области. В числе округов, входящих в состав Северо-Кавказского края, были: Донской, Донецкий, Морозовский, Сальский, Кубанский, Терский, Ставропольский, Армавирский, Майкопский, Грозненский, Черноморский, Сунженский, Шахтинский, Таганрогский и г. Владикавказ (на правах округа), а также автономные области: Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Адыгейская, Чеченская, Северная Осетия, Ингушетия.
7) Сибирский военный округ (г. Ново-Сибирск) в составе губерний: Алтайской, Ново-Сибирской, Омской, Томской, Енисейской, Иркутской, Забайкальской, Амурской, Камчатской и Приморской, Якутской, а также Бурято-Монгольской АССР и Ойратской автономной области.
8) Средне-Азиатский военный округ (г. Ташкент) в составе: Узбекской и Туркменской ССР и Киргизской ССР.
9) Кавказская краснознаменная армия (г. Тифлис) в составе: Закавказской СФСР, состоящей из Азербайджанской, Армянской и Грузинской ССР.
10) Краевой военный комиссариат Казакской АССР (г. Кзыл-Орда), расположенный на территории Казакской АССР. В его состав входили губернии: Актюбинская, Букеевская, Кустанайская, Акмолинская, Сыр-Дарьинская и Автономная область Кара-Калпакская.
В августе 1929 г. в связи с событиями на КВЖД на территории дальневосточного региона была сформирована Особая Дальневосточная армия со штабом в Хабаровске, которая одновременно выполняла функции военного округа. В январе 1930 г. после награждения ее орденом Красного Знамени за боевые заслуги армия была переименована в Отдельную Краснознаменную Дальневосточную армию (ОКДВА). За ней были оставлены функции военного округа.
Таким образом, к началу 1930 г. территория СССР была поделена на десять военных округов, в их число входила Кавказская Краснознаменная Армия, действующая на правах округа. Из этих 10 округов к 1930 г. только два были полностью кадровыми — CAB О и ОКДВА. Среди
82

оставшихся округов два были полностью территориальными — ПриВО и СибВО; к ним же относился и МВО, в составе которого действовала только одна кадровая дивизия против 9 территориальных. Остальные пять округов — ЛВО, БВО, УВО, СКВО, ККА, имели в своем составе как кадровые, так и территориальные дивизии, причем последних было больше в 1,5-2 раза. Только в УВО соотношение кадровых и территориальных дивизий значительно отличалось; если кадровых было 4, то территориальных — 1224.
§ 6. Итоги военной переписи 1926 г. Общая характеристика РККА
К началу изменения политического курса в деревне армия не только имела официальный статус крестьянской, называясь Рабоче-Крестьянской Красной армией, но, что более важно, она была таковой и по социальному составу. Эта особенность ее была подтверждена проведенной в декабре 1926 г. переписью РККА. Перепись проходила на основании приказа РВС СССР № 583 в рамках состоявшейся 17 декабря 1926 г. всесоюзной переписи населения. Наряду с общими задачами — полным учетом военнообязанного населения СССР армейская перепись преследовала также цель получить исчерпывающие сведения о личном составе Красной армии, в частности в социально-демографическом отношении, что крайне важно было для власти накануне начала «нового курса» в деревне. Методы сбора и формы учета информации соответствовали принципам, разработанным для общесоюзной переписи, что, в свою очередь, создавало возможность сопоставления армейской статистики с общесоюзной. Источниками для сопоставления показателей переписи послужили данные социально-демографического учета РККА на 1 апреля 1925 г.ина1 апреля 1926 г., а также данные строевой ведомости на 1 января 1927 г. Таким образом, результаты переписи позволили прослеживать динамику в явлениях, касающихся личного состава РККА, за более чем полуторагодовой период — с 1 апреля 1925 г. по 17 декабря 1926 г.
На конец 1926 г. РККА представляла собой следующую картину25:
Общая численность РККА
По списку Налицо
По категориям:
Начальствующий состав Мл. начсостав Рядовой состав
на 17.12.1926 г. составила26:
580625 чел. 556164 чел.
70 819 12,19%
81 727 14,06 %
382 356 65,87 %
83

Остальные недостающие до 100 % показатели относились к переменному составу вузов (4,75 %) и вольнонаемному составу (3,13 %).
При переписи РККА предусматривались следующие категории: 1) Сухопутные и Воздушные силы и 2) Военно-морские силы.
Сухопутные и Воздушные силы РККА
Численность Сухопутных и Воздушных сил РККА составляла 546730 человек (по списку) и 525375 (налицо)27. Сухопутные силы по условиям переписи разделялись на следующие группы, соответствующие родам войск: пехота; кавалерия; артиллерия; броневые части; инженерные, железнодорожные и химические и войска; войска связи; строевые части Воздушных сил, а также этапно-транспортные войска; местные стрелковые войска и штрафные части. Кроме того, самостоятельные группы составляли: вузы; управления, учреждения и заведения; территориальные управления и военкоматы. Наибольший процент численности личного состава приходился на строевые части — в общей сложности 81,61 %, или более 4/5 от всей численности РККА28.
По родам войск-

Абсолютные цифры
%
Пехота
216 523
39,42
Артиллерия
68 165
12,41
Кавалерия
57 656
10,49
Инженерные, желдор. и химические войска
34 482
6,98
Войска связи
30 436
5,54
Местные стрелковые войска
27 309
4,97
Строевые части ВВС
8 623
1,57
Броневые части
3 131
0,57
Этапно-транспортные войска
1 964
0,36
Вузы
52 205
9,50
РККА в целом
549 402
10(Р°
По округам31
Абсолютные цифры
%
мво
88 663
16,14
лво
66 653
12,13
БВО
73 000
13,29
УВО
117 636
21,42
ПриВО
28 185
5,13
84

Окончание табл.
СКВО СибВО САВО ККА
Казанская АССР Центральные управления Всего
Личный состав32
34 093 52 208 45 188 40 199 539 3 043 549 402
Начальствующий состав
Мл. начсостав и рядовой состав
Рядовой состав
66 787 438 966 361 183
6,20 9,50 8,22 7,32 0,10 0,55 100
Абсолютные цифры      %
12,22 80,28 66,0633
Военно-морской флот
Численность Военно-морского флота составляла 33895 человек34. В свою очередь, флот подразделялся на следующие объединения: морские силы Балтийского моря, Черного моря, Каспийского моря, а также части береговой обороны: Днепровская флотилия (с отдельным дивизионом бронекатеров реки Западной Двины), Амурская речная флотилия (с включением УБЕКО Дальнего Востока), УБЕКО Север, УБЕКО Сибирь. Кроме того, при статистической переписи в самостоятельную группу были выделены военно-морские учебные заведения, центральные управления, учреждения и заведения35.
По морским силам
МС Балтийского моря МС Черного моря МС Каспийского моря Днепровская флотилия Амурская флотилия УБЕКО Север УБЕКО Сибирь
36
Абсолютные цифры
Личный состав
,37
Начальствующий состав Мл. начсостав и рядовой состав Рядовой состав
19 315 8 924 790 173 1 069 501 94
Абсолютные цифры 4 032 25 009 20 432
%
57,0 26,3 2,3 0,5 3,2 1,5 0,3
% 11,90 73,78 62Д538
85

Социально-демографическая характеристика РККА
В основу социально-демографической характеристики были положены следующие признаки: 1) происхождение, 2) социальное положение, 3) народность, 4) возраст, 5) семейное положение, 6) грамотность и 7) партийность.
Происхождение39
На 100 человек наличного состава приходилось: Из рабочих 15,1
Из крестьян        77,4 Из прочих 7,5
Приведенные цифры показывают, что подавляющее большинство личного состава армии (77,4 %) имели крестьянские корни. Те же показатели по Красной армии на 01.04. 1926 г. были: из рабочих — 18,1 %, из крестьян — 71,3 %, из прочих — 10,6 %. Сопоставление данных переписи 17/ХИ 1926 г. по сравнению с 1 /IV того же года показывало, что к концу 1926 г. относительная численность группы «крестьян» увеличилась на 6,1 % за счет понижения на 3 % численности группы «рабочих» и на 3,1 % группы прочих.
Важно отметить следующий факт. Впервые при переписи 1926 г. (согласно инструкции по ее проведению) по признаку происхождение требовалось указывать класс или звание, сословие, к которому принадлежал в дореволюционное время опрашиваемый или семья опрашиваемого. До этого при социально-демографическом учете военнослужащих понятие «происхождение» включало в себя принадлежность к тому или другому общественному классу до поступления в Красную армию. Таким образом, в переписи 1926 г. в понятие «происхождение» был внесен сословный признак, что, в свою очередь, позволяло воспроизвести сословную картину советского общества с учетом дореволюционных корней. Без сомнения, эта информация была крайне важной для властей в связи с перспективой изменения политического курса в деревне.
Среди начальствующего состава крестьянские корни имело большинство, хотя в сопоставлении со всем личным составом этот показатель был незначительным. На 100 человек наличного состава приходилось: из рабочих — 20,0; из крестьян — 53,4; из прочих — 26,640.
Социальное положение41
На 100 человек наличного состава приходилось:
Рабочих 20,7
Служащих 12,0
Хозяев 18,1
Прочих 49,2
86

Признак социального положения согласно условиям переписи означал положение в промысле или занятии, поэтому разбивка на группы не предусматривала выделение самостоятельной группы «крестьян». К числу «рабочих» относились все, лично занимавшиеся физическим трудом по найму, хотя бы они и происходили из крестьян. Соответственно в группу «прочие» были отнесены в том числе лица и члены семьи, помогающие в сельском хозяйстве. Таким образом, крестьяне вошли прежде всего в группу «хозяева», а также частично в группу «прочие». Этим объясняется столь высокий процент численности данной группы — 49,2 %. В силу различных условий группировки по социальному положению, принятых при составлении ведомостей переписи и социально-демографического учета, провести сопоставление по группе «крестьяне» не представляется возможным. Однако заслуживает внимания группа «хозяева», имеющая достаточно высокий процент — 18,1 %.
В отличие от происхождения «крестьянские признаки» среди начальствующего состава были минимальными — 3,9 %, против служащих — 33,0 % и рабочих — 21,5 %; к «прочим» себя относили — 41,6 %.
Народность
При учете личного состава РККА были учтены следующие народности: русские (великороссы), украинцы, белорусы, армяне, башкиры, вотяки, грузины, евреи, зыряне, карелы, латыши, марийцы, мордва, немцы, поляки, татары, туркмены, тюрки (татары азербайджанцы), узбеки, чуваши. Подавляющую массу (86,4 %) общей численности РККА составляли: русские — 64,8 %, украинцы — 17,4 %, белорусы — 4,2 %. Из других народностей заметный процент имели евреи — 2,1 %, татары - 2 %, грузины - 1,3 %, армяне - 1,1 %42.
В начальствующем составе несколько выше, чем во всем личном составе РККА, был процент русских (69,8 %), а процент украинцев значительно ниже (10,3 %), процент белорусов отличался незначительно (4,8 %). Более высокий процент составляли евреи (4,6 %), незначительное повышение показателя имели грузины (1,5 %) и армяне (1,2 %). Значительно более высокий процент составляли латыши (1,5 %) против 0,4 % общего состава и поляки (1,4 %) против 0,9 % общего состава43.
Возраст (в процентном соотношении)
,44

Весь л/с
Начсостав
До 19 лет
1,2
0,2
20-24 года
83,9
18,7
25-29 лет
8,3
45,5
30-39 лет
5,0
29,5
40-59 лет
1,5
5,8
60 лет и старше
0,1
0,3
87

Для всего личного состава РККА наибольший показатель приходился на возраст 20-24 года, являющийся призывным. Для начсостава самыми активными возрастами были 25-29 лет и 30-39 лет.
Семейное состояние (в процентном соотношении)45
Весь л/с Начсостав Холостых                                                56,7 24,6
Женатых 42,0 73,5
Прочих (вдовых, разведенных) 1,3 1,9
Грамотность (в процентном соотношении)' Грамотных 96,3
Неграмотных      3,7
Партийность (в процентном соотношении)1
Весь л/с Начсостав Членов ВКП(б)                                          8,7 42,2
Кандидатов в члены ВКП(б) 4,9 7,6
Членов и кандидатов в члены ВЛКСМ 16,3 3,7
Беспартийных 70,1 46,5
«Крестьянская» статистика в РККА
Сухопутные и Военно-воздушные силы РККА
Среди личного состава этой группы войск «крестьянские корни» имели большинство. По признаку «происхождение» крестьян было 78,3 % (против 77,4 % по РККА в целом). Причем в сравнении с данными социально-демографического учета на 1 апреля 1926 г. процент крестьян к концу года значительно повысился. Процентные показатели были следующими48:
На 01.04.1926 На 17.12. 1926 Из рабочих                              17,0 14,3
Из крестьян 72,5 78,3
Из прочих 10,5 7,4
По родам войск49
Крестьяне составляли большинство в трех основных родах войск — пехоте, кавалерии и артиллерии. Процент «рабочих» в этих войсках был значительно ниже среднего. В свою очередь, численность «крестьян» была ниже среднего в бронечастях, инженерных, железно
88

дорожных и химических войсках, а также в войсках связи. В этих частях от личного состава требовались профессиональные технические навыки, что в большей степени присутствовало у рабочих. Ниже среднего процент «крестьян» был и среди группы управлений, учреждений и заведений, особенно низок он был в вузах и академиях50. Процентные показатели были следующими:

Крестьян
Рабочих
Пехота
84,2
10,9
Кавалерия
84,4
11,2
Артиллерия
82,6
11,8
Броневые части
59,9
34,6
Инженерные, железнодорожные,
64,1
30,2
химические войска  
Войска связи
69,5
22,2
Этапно-транспортные войска
87,2
9,8
Местные стрелковые войска
91,3
7,3
Вузы
65,6
20,4
в том числе академии
48,7
15,9
По округам
Крестьяне составляли большинство соответственно в следующих округах (по мере убывания): САВО, СибВО, ККА, БВО, МВО, УВО, ПриВО, ЛВО, СКВО. Пониженный процент численности «крестьян» в СКВО объясняется тем, что казаки, составляющие большинство в этом регионе, были отнесены при переписи к группе «прочих». В МВО крестьяне составляли меньший процент в сравнении со значительно большей, чем в других округах, размером территории. На МВО приходилось большое количество вузов, управлений, учреждений и заведений, что влияло на понижение крестьянской прослойки среди личного состава войск. Процентные показатели были следующими51:

Крестьян
Рабочих
МВО
77,7
13,9
ЛВО
74,6
16,2
БВО
81,2
13,2
УВО
77,2
16,4
ПриВО
76,4
16,6
СКВО
72,7
13,6
СибВО
82,6
12,2
САВО
83,1
12,4
ККА
81,8
12,2
Центральные управления
41,8
9,8
Всего
783
14,3
89

Распределение личного состава военных округов по признаку «социального положения» давало следующую картину (в процентных показателях)52:

Рабочие
Служащие
Хозяева
Прочие
мво
20,8
14,2
13,3
51,7
лво
21,2
14,3
14,0
50,5
БВО
18,2
8,7
17,0
56,1
УВО
22,1
10,4
23,2
44,3
ПриВО
19,0
16,5
16,9
47,6
СКВО
20,0
12,1
21,9
46,0
СибВО
16,9
9,9
21,4
51,8
САВО
16,0
9,1
25,6
49,3
ККА
17,5
11,2
17,7
53,6
Центральные
12,3
47,3
39,3
управления




Всего
19,6
11,8
18,7
49,9
Как видно, во всех без исключения военных округах большинство личного состава (по совокупности) принадлежали к группам «хозяев» и «прочих» — представители сельского труда вошли в обе группы. В ряде округов наблюдается повышенный процент (по совокупности) группы «рабочих» и «служащих». Причины тому: МВО и ЛВО — значительное количество технических войск, вузов, управлений, учреждений и заведений; в УВО — соответственно технических войск; в ПриВО — соответственно управлений, учреждений и заведений.
Народность
Распределение по народностям среди личного состава Сухопутных и Воздушных сил мало чем отличалось от общей картины по РККА (десятые доли процента). Во всех военных округах (за исключением УВО и ККА), а также в центральных управлениях подавляющее большинство личного состава были русские 64,1 %. В УВО и ККА русские занимали второе место по численности, составляя соответственно 34,6 и 25,9 %, причем в ККА этот показатель был самым низким в сравнении со всей армией. Ниже среднего процента по армии русские были представлены в САВО и БВО, соответственно — 62,7 и 61,5 %; во всех остальных округах их численность была выше средней по армии53. Украинцы занимали первое по численности место в УВО — 53,8 % (более половины всего личного состава округа), второе место в ККА — 27,8 %, третье место в СКВО — 12,3 %. В остальных округах украинцы были представлены ниже среднего процента по армии, который составлял 17,4 %. Белорусы составляли четверть всего личного состава БВО — 25,1 %. Во всех других округах процент их численности был весьма незначителен. При
90

No comments:

Post a Comment